Жвалевский Андрей «Мастер сглаза»; «Мастер силы». – М.: Время, 2005-2006.

Имя минского писателя Андрея Жвалевского впервые стало достоянием широкой публики после выхода в свет романа «Порри Гаттер и Каменный Философ» – пародии на «Гарри Поттера», написанной совместно с москвичом Игорем Мытько. В отличие от грубых коммерческих поделок, вроде «Тани Гроттер», книга двух молодых соавторов оказалась по-настоящему смешна, оригинальна и действительно пародийна: недаром адвокаты Джоан Ролинг, пообещавшие засудить «Таню Гроттер» как явный контрафакт, признали, что к «Порри Гаттеру» у них никаких претензий нет.

Всего в этой серии вышли три романа, а затем Жвалевский переключился с жанра иронической fantasy на жанр иронической мелодрамы. В соавторстве с Евгенией Пастернак были написаны четыре книжки из серии «М+Ж». Принцип, по которому были сделаны эти произведения, весьма остроумен: раз у книги два соавтора, мужчина и женщина, то и главных героев оказалось тоже два, Катя и Сергей, а повествование состояло из внутренних монологов этих персонажей. Причем, как и в японском фильме «Расёмон», взгляды мужчины и женщины на одни и те же события весьма отличались друг от друга. Это создавало особый «стереоскопический» эффект – иногда комический, иногда драматический...

В мае нынешнего года Жвалевский вернулся к своему прежнему соавтору и к своему излюбленному жанру, выпустив книгу «Здесь вам не причинят никакого вреда» – ироническую сказку, написанную для тинейджеров, а также их родителей. Названная книга будет тоже, надеюсь, отрецензирована в нашей рубрике, а пока речь пойдет об индивидуальном проекте Жвалевского – двух книгах, которые созданы им самостоятельно, без соавторов. Речь идет о романах «Мастер сглаза» и «Мастер силы», выпущенных московским издательством «Время» (2005-2006) и созданных в редком жанре brain-fiction. Разработчики серии так сформулировали принцип этого жанра: «герой – обычный человек, однако его желания могут буквально перевернуть мир. Он может защитить или уничтожить, остановить зло или принести смерть...» Иными словами, перед нами – нечто вроде «Воспламеняющей взглядом» Стивена Кинга или кроненберговских «Сканеров» – история о людях с необычайной ментальной силой...

Жвалевский – физик по образованию (и автор, кстати, нескольких книг по программированию). Сын известного минского журналиста, имевший возможность легко поступить на факультет журналистики, Андрей, по его собственным словам, пошел на физфак «из чувства противоречия какого-то». И не жалеет. «Физфак – очень хорошая школа самоорганизации, – рассказал писатель в одном из недавних интервью, – он учит работать с информацией, систематизировать данные. А это очень нужные навыки: проза требует системного подхода; надо хотя бы в грубом приближении представлять, о чем пишешь, чем все закончится... Без этого никак».

Именно системный подход вкупе со знаниями точных наук и помогли Жвалевскому в написании brain-дилогии. В первом из романов повествование ведется от лица скромного служащего Андрея Гринева. Андрей – классический неудачник, и чем сильнее он жалеет себя и мечтает о лучшей доле, тем глубже погружается в пучину жизненных невзгод, хоть в петлю лезь. Однако на пути героя встречается некто Николай Николаевич, который объясняет Андрею: тот – феномен, так называемый «отбойщик», он же «мастер сглаза». Природа феномена такова, что все желания сбываются с точностью «до наоборот». То есть когда герой желает человеку здоровья, то человек с высокой вероятностью заболеет, а когда Андрей, наоборот, призывает на голову врага мор, глад и семь казней египетских, то можете не сомневаться: у врага все будет замечательно. Своим бесценным даром можно, оказывается, толково управлять. То есть тренировать мозг, заранее настраивая себя на нужные мысли. Хочешь спасти больного – мысленной пожелай ему мучительной смерти; желаешь доехать в непогоду без аварий – представь во всех деталях самую жуткую аварию... Не сразу Андрей узнает, что есть на свете люди и с даром противоположного свойства – на жаргоне, «топоры». Эти обладают «прямой» способностью к реализации своих желаний: что, мол, хочу, то и ворочу. Новый наставник объясняет герою-повествователю, что «топоры» – наибольшая угроза для человечества. Вскоре Андрею предоставляется возможность сойтись в ментальном поединке с «топором», пришедшем в казино с намерением сорвать куш. Герою «до тошноты не хотелось заниматься спасением мира от вселенского Зла», но деваться некуда...

Однако что есть Зло? У разных людей есть свои версии на сей счет. Как и в упомянутом выше романе Стивена Кинга, людьми с чудо-способностями активно интересуются спецслужбы – в надежде превратить людей в чудо-оружие огромной разрушительной силы. Один из маньяков с генеральскими погонами, захватив в плен Андрея, с помощью психотропных препаратов стимулирует у «мастера сглаза» самые добрые чувства к Соединенным Штатам Америки, надеясь, что в результате «обратного воздействия» заокеанской державе не поздоровится. И точно: Андрей, сам того не желая, становится виновником нападения террористов на нью-йоркские башни Всемирного торгового центра...

Главным героем романа «Мастер силы» оказывается другой персонаж – тот самый «топор» (по имени Емельян Леденцов), на борьбу с которым Андрей Гринев потратил так много сил. Тут писателю очень пригодилось выработанное – в результате написания книг серии «М+Ж» – умение создавать альтернативные версии уже описанных событий. В «Мастере силы» та же реальность, увиденная глазами Леденцова, сильно отличается от реальности Гринева. Наставник героя, некий Иван Иванович, уговаривает Емельяна включиться в борьбу со злом... Тут-то читатель начинает понимать, что и «отбойщик», и «топор» стравливаются друг с другом. Все многочисленные Николаи Николаевичи, Иваны Ивановичи, Сергеи Сергеевичи в форме и в штатском, развивая дар обоих феноменов, в конечном итоге мечтают, чтобы ментальные способности Гринева и Леденцова «аннигилировались», то есть взаимоуничтожились, когда герои сойдутся в клинче.

Оказывается, что как только дар у героев «выгорит», на освободившееся место придет нечто совсем удивительное... Об этом и должен будет рассказать третий, заключительный роман серии – «Мастер смысла». Правда, он пока только задуман автором, но еще не написан. Впрочем, мы-то уже знаем, как быстро мысль отливается в слово, а слово превращается в дело. Ждать осталось недолго.

Р. Арбитман, №35 (№2 2007)
Joomlart

Сейчас на сайте

Сейчас 12 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 306
Просмотры материалов : 484464