Хольм ван Зайчик. Дело непогашенной луны. – СПб. : Азбука-классика, 2005

Юрий АСТРОВ
Конец сказки

Хольм ван Зайчик. Дело непогашенной луны. – СПб. : Азбука-классика, 2005.

Стоило ли ждать столько лет, чтобы написать рецензию на давно вышедшую книгу? Судите сами.Я ждал долго и теперь понял, что ждать нечего. Продолжения эпопеи «Плохих людей нет», она же «Евразийская симфония», не будет. И я догадываюсь, почему.Потому что Рыбаков, он же Хольм Ван Зайчик (вкупе с коллегой-китаеведом, кандидатом исторических наук Игорем Алимовым – если верить интернету) убедился в том, что плохие люди есть.Боюсь, что он это давно подозревал. А теперь убедился.Рыбаков – ярчайший представитель первого поколения фантастов школы Стругацких. Когда в России совершилась контрреволюция, он, как и все мы, не сразу это понял. Думал – все-таки революция. И Россию, которую мы потеряли, он немедленно стал искать во времени до 1917-го года. И нашел в «Гравилете «Цесаревич». А потом был 1993 год. Отрезвивший очень многих, хотя и не сразу. Рыбакова он отрезвил мгновенно. И тогда кроме скорее публицистических, чем художественных повестей («На будущий год в Москве», «Звезда Полынь» и т. д.), В. Рыбаков начинает «Евразийскую симфонию». Строит альтернативную историю. Две «цзюани» по три романа, вполне детективных, выстраивают нам за захватывающим сюжетом идеальную страну. В которой всем хорошо. Кроме экстремистов.Только вот беда: экстремисты присутствуют в каждой книге цикла. С ними успешно борются главные герои – Багадур Лобо и Богдан Рухович Оуянцев-Сю. Дабы сохранить идеал Рыбакова.Но вот какая интересная штука выходит: в каждом романе цикла «Евразийской симфонии» выскакивают самые насущные на то время проблемы жизни современной России.Легко понять, почему.Вот позвольте мне выразить такую незатейливую мысль: нас все время убеждали в том, что Запад загнивает. Что там огромный разрыв между богатыми и бедными. Что на Западе развита коррупция. Что там же невероятных размеров организованная преступность. И мы, зная, что уровень жизни на Западе на порядок выше нашего, считали, что все вышеуказанные прелести есть неизбежная за это цена. И поэтому (ну, не только…) после контрреволюции россияне построили именно такую модель общества. Которую можно было и не строить. Ибо Запад в целом давно ее уже миновал.Это не смешно, это обидно. А обиднее всего, что уровень жизни-то практически не вырос, а упал – у большинства. Мы ведь до сих пор не вышли (и вряд ли скоро выйдем) на уровень ВВП, хотя бы сравнимый с уровнем брежневских времен. (Другое дело, что старцы у руля и комбинаторы пониже распоряжались этим ВВП самым идиотским образом.)Так что альтернативная история у Рыбакова отражала нашу собственную действительность, хоть и в приукрашенном виде.А теперь позвольте процитировать самого себя, что вроде бы и неловко – но зачем же переписывать новыми словами то, что уже однажды сформулировал?«Думаю, что все ж таки Рыбакову стало ясно, что Ордусь – не более чем… США. А что? Все конфессии равны, буржуев – хоть жопой ешь, но при этом нет голодных, никакая иная страна и думать не смеет о соперничестве… Ну, единст­венно, что монархия, так ведь принцесса типа Турандот очень хочет выйти замуж за одного из героев, отнюдь не аристократа, и, наверное, таки выйдет…Сам-то Рыбаков понял, что он наворотил? Не он ли сам в гробу сейчас такие идеалы видел?» (Ю. Астров. Совок против постмодернизма. «Шалтай-Болтай» № 2, 2008).Я очень ждал обещанную третью цзюань. Дождался «Дела о непогашенной луне», стал ждать дальше. А потом понял: все, ребятки. Продолжения не последует.И вот почему.Потому что принцесса за следователя по уголовным делам замуж не выйдет. И не выходит.Потому что искренняя любовь втроем невозможна. И младшая (но бывшая) жена Оуянцева, так его любившая, пишет о нем разоблачительные статьи.Потому что от действительности не уйдешь. И великий физик Мордехай Ванюшин, создавший водородную бомбу, нарушает стабильность Ордуси, а потом – чуть не Земли. Ибо вознамерился при помощи свежеизобретенного прибора уничтожить не что-нибудь, а Луну. По той причине, что его жене Магде, судя по книге, редкой, но крайне целеустремленной дуре, ярой антисемитке (антиютайке по Рыбакову), кажется, что если Луну уничтожить – праздник Пурим превратится из дня торжества в день покаяния, чеми исправит всех ютаев. (Намедни же Магда спровоцировала в Теплисе ютайский погром.)Ну, не уничтожил Мордехай Луну. Помер внезапно. При этом хороший человек Оуянцев даже не отобрал у него пресловутый аппарат, хотя имел такую возможность.Что еще после этого напишешь? «Умри, Денис…»Ну, зачем делать из академика Сахарова упертого идиота, заявляющего, что «порядочный человек не может иметь иных, чем у меня, убеждений», а из его жены – стерву без тормозов? При этом я вполне допускаю, что они именно такими и были. Только все-таки – зачем? Чтобы доказать, что если бы не они – все было бы хорошо и прекрасно? Вряд ли и сам В. Рыбаков в это верит… Так что кажется мне, что после написания «Дела непогашенной луны» Рыбаков подумал, подумал и понял, что… не бывает Ордуси. Плохих людей навалом. И даже в фантастике дела обстоят именно так.Поэтому цикл кончился.Я, правда, раскопал в Интернете информацию про «внесерийную» «Агарь, Агарь…» Сей рассказ был опубликован в журнале «Нева» (№ 10, 2004). Там же в предуведомлении «переводчик» пишет: «…этот рассказ, на первый взгляд представляющий собою вполне законченное произведение, с некоторой степенью вероятности можно счесть чем-то вроде пролога к очередной книге эпопеи великого еврокитайского гуманиста «Плохих людей нет» («Евразийская симфония»). Если это так, то приходится признать, что очередной том (или тома) эпопеи структурно (а возможно, и не только структурно) будет (будут) сильно отличаться от первых шести…»Не отличается. Рассказ «Агарь, Агарь…», кстати, вошел составной частью в «Дело непогашенной луны». В нем речь идет о том, как Ордусь спасает ютаев, которых в Германии вот-вот возьмут к ногтю, путем предоставления им территории Палестины. Почему-то не Биробиджана – извините за неуместную иронию.Впрочем, у Рыбакова тоже присутствует ирония. Натужная, но ненавязчивая – первый раз такое встречаю. Например, в древней китайской рукописи говорится о некоем кавказском народе, который «немногочислен, но велик духом. По горам ходит как по равнине. …Сначала зарывает в теплую землю виноградные косточки, потом хорошо поет».Из-за этого отрывка переругались все кавказские народы…Дорогой мой, ну при чем же здесь Булат? И – не слишком ли просто?Да, конечно, нынешнюю ситуацию в России давно охарактеризовали братья Стругацкие: диктатура посредственностей над кретинами (еще при советской власти. Впрочем, в этом смысле ничего не изменилось). А в Ордуси что, иначе? Сколько ты нам не тверди о величии богдыхана. Особенно, судя по «Делу непогашенной луны».Вообще – давайте подумаем: ну откуда же в идеальной Ордуси столько экстремистов, да и просто уголовников? Давайте вернемся к Стругацким, к «Граду обреченному».«Будут покушения… будет взрыв наркомании. Будут сытые бунты… Будут самоубийства протеста…» И далее: «…вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете взамен. Людям становится тошно и скучно. …В итоге – либо голодный бунт, либо сытый бунт». Нет цели. Ни в России, ни в США… пардон, Ордуси.Нет мира Полдня. А без него – хоть зажрись, толку не будет. Думаю, Рыбаков это понял и на Ордусь наплевал… Тупик вместо воплощенного идеала.Что же касается степени величия еврокитайского гуманиста Хольма ван Зайчика – на этот счет могут быть разные мнения.Вот и сказке конец. А кто слушал – да чего там, все-таки молодец. Как и тот, кто рассказывал. До конца.Заслуженного.
№49 (№4, 2010)
Joomlart

Сейчас на сайте

Сейчас 17 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 306
Просмотры материалов : 484197