Пехов А. Пересмешник. – М.: Армада: Альфа-книга

Галина КАРГАЛЬСКАЯ
Облик, Атрибут и Пересмешник

Пехов А. Пересмешник. – М.: Армада: Альфа-книга, 2011. – 476 с. – (Магия фэнтези)

Глядя на яркие глянцевые обложки, которым пестрят книжные полки, я всегда ощущаю легкую настороженность и глухое раздражение – слишком часто многообещающее название и броское оформление обманывают читателя, навевая уже на второй странице тоску, а после первой главы погружая читающего в крепкий здоровый сон. Поэтому, когда внутреннее и внешнее содержание книги оправдывают ожидания, это особенно радует.К сожалению, таких авторов на сегодняшний день очень мало, их книги просто тонут в вале недоброкачественной продукции, который затопил прилавки книжных магазинов. Один из тех, чье имя на обложке служит гарантией качества, – Алексей Пехов.Книги Пехова всегда неожиданны и интересны. Он обладает счастливой способностью увидеть необычное в самом простом и привычном предмете и умеет подать это так, что остается только удивляться, как мы раньше этого не замечали. В его романах есть все: приключения, любовь, вражда, путешествия, а главное, то, чего очень часто нет у других авторов – совершенные и логичные финалы, которые не оставляют тягостного недоумения и грустного вопроса: «А зачем это все написано?» И новый роман Алексея «Пересмешник» – очередное подтверждение всего сказанного выше.Это умная, ироничная и очень интересная книга, написана в стиле стимпанка2 и пронизана огромным количест­вом мифологем и аллюзий, которые придают ей необыкновенную силу и достоверность.Мне уже несколько раз встречались вещи, написанные в этом стиле, но увы, весьма неудачные, поэтому, раскрывая «Пересмешника», я слегка волновалась – а вдруг и сейчас все повторится? Но здесь меня ожидало весьма приятное открытие…Начнем с того, что роман включает в себя все необходимые элементы мира стимпанка (как по учебнику): высочайшее развитие механики и паровых машин; электричество мирно соседст­вует с газом; револьверы и винтовки (с обычными и электрическими пулями) прекрасно сосуществуют с новейшими разработками плазменного оружия и не исключают при этом наличия холодного и магического оружия; техника естественно срастается с магией, а пароходы и дирижабли не мешают пользоваться так называемыми «теневыми извозчиками». И весь этот невообразимый, но такой реальный мир, словно списан с викторианской эпохи, как и положено для этого направления. Короче, внешняя сторона книги бесспорно хороша.Что гораздо интересней, удался и внутренний мир романа. Его герои – живые, неимоверно достоверные люди, выписанные яркими сочными мазками, следить за их поступками интересно и захватывающе. Реальность событий так велика, что в первую минуту не осознаешь, в каком мире разместил автор Рапгар и своих героев. Но, вчитываясь в текст, постепенно начинаешь осознавать, где происходит действие. (Кстати, книги Пехова хороши еще и тем, что их буквально пронизывают сказочные и мифологические параллели, которые запечатлены в каждом человеке на подсознательном уровне, и Пехов умело ими пользуется). Так что, внимательно вчитавшись, неожиданно понимаешь – все действие книги происходит в Потустороннем мире. Причем для описания этого мира автор удачно использует не только привычные нам мифологемы, но и пронизывает весь роман аллюзиями, которые указывают на связь данного произведения с другими текстами и историческими фактами реальной жизни. Именно благодаря элементам, указывающим на определенные факты и названия можно с уверенностью сказать, что герои «Пересмешника» живут и действуют в потустороннем мире.Не верите? Тогда посмотрим. Самое простое, заводы: Дымок, Пепелок, Гарь и Копоть – ничего не напоминает? Правильно, это мир смерти, или по-простому – Ад. А чтобы не возникло и тени сомнений, автор размещает эти фабрики на острове с говорящим названием – Яма. Так и вспоминается та самая огненная яма в Аду, где мучаются грешники. А чего стоит остров с названием Череп или город В который не войти и не выйти. Более прямой отсылки к Данте найти трудно. Кстати, один из героев носит именно это имя, нужны ли более ясные намеки?Еще откровенней самоназвания основных героев. Чэры – черти, не правда ли, весьма созвучно? Затем, вызов откровенно демонического Ночного извозчика, не умирающие и перерождающиеся после смерти князья (в усыпальнице освобождается их истинная сущность, которая наиболее близка к сущности создателя этого мира), а если кто-то не увидел здесь ничего общего с потусторонним миром и оскорбился за любимых героев, могу напомнить совершенно откровенное указание на происхождении мира Рапгара в общем и лучэров в частности. Они дети «огненной мухи», а одно из имен Сатаны – Вельзевул, повелитель мух.Дальше становится еще более интересно, Алексей Пехов использует в романе понятия Облика и Атрибута, которые столь же глубоко мифологичны, как и предыдущие находки и используются в литературе очень давно. Хочу напомнить, что «атрибутом» в мифологии является предмет, который служит постоянным устойчивым знаком и, более того, отличительным признаком персонажа мифа или персонификацией понятия, например, молнии Зевса или кадуцей и кнемиды Гермеса. Обликом же всегда называли внешний вид или душевный склад героя.Появление Атрибута и Облика в романе – еще одна аллюзия, отсылающая нас к книге Роджера Желязны «Князь света». Правда в романе Желязны Облик и Атрибут тесно связаны с достижениями науки и техники, а у Пехова – с глубинной, мифологической составляющей его романа. Здесь оба понятия полностью соответствуют именно мифологии и являются неотъемлемой частью героя, склада его характера, личности и внешности; разделить их невозможно. Они полностью отвечают внутреннему миру героя, что обусловливает их поступки и неожиданный финал романа.Что еще? Пожалуй, только одно. До сих пор все упоминавшиеся в романах и рассказах Пехова сущности я находила в мифах и сказках без труда, но «Пересмешник» явился неожиданным исключением. Я впервые столкнулась с понятием Амниса, которого автор описал как плененного с помощью магии духа, заключенного в материальную оболочку и призванного служить охраной для своего хозяина. Долгие поиски ни к чему не привели, кроме упоминания о реке Амнис и одноименного города в античной Греции (соответственно был и бог реки с аналогичным именем) я ничего не нашла. Но это единственная претензия, которую я могу предъявить этой замечательной книге.Так что, надеюсь, «Пересмешник» доставит вам много искреннего удовольствия, как и мне. Приятного чтения.
Симферополь 16.12.2010
№49 (№4, 2010)
Joomlart

Сейчас на сайте

Сейчас 4 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 306
Просмотры материалов : 484357