Терри Пратчетт. Carpe Jugulum = Хватай за горло!. –М. : Эксмо, 2006. – (Серия «Плоский мир»). Джон Лукас. Быстрее света. – М. АСТ, 2006. – (Альтернатива. Фантастика).

Мы намеренно объединили в одном обзоре двух авторов – иронистов-фантастов и притом англичан. Первого из двух у нас в стране хорошо знают и переводят уже более десятилетия, причем число его книг на русском (с учетом разнообразных переизданий) приближается к полусотне. Второй, однофамилец знаменитого голливудского кинорежиссера, у практически неизвестен. Мы начнем с рассказа о новом (для нас) сочинении более популярного автора, а завершим обзор представлением новичка. Итак...

О серии «Плоский мир», придуманной британцем Терри Пратчеттом и тиражируемой у нас в России московским издательством «Эксмо», автор этих строк уже писал не раз и нисколько в том не раскаивается: всякий раз писатель умудряется влить в старые сюжетные мехи новое вино, не соблазнившись при этом доступными – и простыми – лаврами пародиста. Пратчетт берет привычный элемент сюжета (или более чем знакомую всем реалию) и помещает эту деталь в изобретенный им мир, стоящий на трех китах и черепахе. Мир, похожий на наш и одновременно непохожий. Ранее писатель уже забрасывал в свое Плоскомирье и рок-музыку, и Голливуд, и големов, и Шекспира, и Конана-варвара (ставшего Коэном), и оперных див. Теперь дошла очередь до вампиров – очередных претендентов на мировое господство. Ранее мини-королевство Ланкр (на территории которого живут ведьмы Эсме Ветровоск, Ягг, Магратт и теперь еще Агнесса) уже пытались захватить эльфы, оказавшиеся гораздо более неприятными существами, чем принято было считать. Вампиры же, напротив, очень стараются быть цивилизованными и обходительными.

Таким образом, в романе «Carpe Jugulum. Хватай за горло!» (перевод сделан в 2006 году) семейство графа-вампира Сорокулы (папа, мама, дочка Лакримоза и сын Влад), прибывшее в Ланкр, пытаются зазря не терроризировать население и нечасто применяет силу, предпочитая хитрость. Однако против вампирской своей природы они бессильны. Натура берет своё, и гости довольно быстро превращаются в захватчиков, не выбирающих средств. К счастью, ланкрские ведьмы – любимейшие персонажи Пратчетта – не дремлют. Матушка Ветровоск, совершив тактическое отступление, берет реванш совершенно неожиданным и эффектным способом. А помогают ей, помимо ведьм, еще и священник, адепт малопопулярного бога Ома, и воинственные гномы, и птица Феникс, и обиженный вампирами дворецкий Игорь, скроенный по методу чудища Франкенштейна.

Пратчетт выбирает своими мишенями, разумеется, не столько вампиров, сколько навязшие в зубах стереотипы. Ехидным нападкам подвергаются политкорректность (король Ланкра, например, уверенный, будто СО ВСЕМИ можно дружить, САМ имеет глупость пригласить в гости вампиров) и популярные психоаналитические теории (скажем, внутри Агнессы живут две личности, которые то враждуют между собой, то хотят договориться). Впрочем, эти милые радости для любителей дополнительных интерпретаций все же остаются на периферии. Пратчетт верен себе и своему излюбленному стилю. Он остается иронистом и романтиком одновременно. Иронический склад натуры не позволяет повествованию и в драматические моменты сделаться пафосным, а романтик не может разрешить книге остаться без хэппи-энда. Даже вампирам дали шанс исправиться – но не в этой жизни, конечно...

В серии «Альтернатива. Фантастика» московского издательства «АСТ» в том же 2006-м году вышел роман Джона Лукаса «Быстрее света». С создателем «Звездных войн» сорокалетнего фантаста роднит, помимо фамилии, еще и тематика его дебютного романа – это космические приключения. Но если в саге о Люке Скайуокере, принцессе Лее и Дарте Вейдере преобладают серьезные, даже пафосные интонации («Да пребудет с тобой Сила!»), то «Быстрее света» интонационно близка к веселому непочтительному хулиганству Роберта Шекли (наподобие «Координат Чудес»), а сюжетно – к культовому для британцев фантастическому бурлеску Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике». Подобно Артуру Денту из «Автостопа», главный герой Лукаса, Джейсон Блэк отправлен с Земли в далекий космос по воле случая. Сперва его – вместе с девушкой Алекс – похищает инопланетный корабль круллов, а затем герои оказываются на арктурианском звездолете. Там им сообщают, что, согласно информации из будущего, Джейсон и Алекс должны спасти Вселенную от грядущей гибели. Дело в том, что дельцы межгалактической Торговой Корпорации решили основать новую Вселенную, где новые законы физики помогут им еще более успешно надувать покупателей. А старый мир, естественно, будет обречен на смерть. Если, конечно, наши герои вовремя не проберутся в святая святых корпорации и не обезвредят бомбу.

Сюжет, как видим, вполне пародийный, да и компаньоны, которые должны помочь нашим героям, – под стать сюжету: тут и разумный космический корабль, и поклонник философа-нигилиста Себастьяна Дренча робот Нуль, и сам Дренч (его удалось привлечь к миссии крупным гонораром), и четырехрукий вор Дракс с планеты Дрельдор. По тексту разбросано немало забавных сентенций (например: «Людей, которые считают, что против них ополчилось все мироздание, обычно называют параноиками, и их либо изолируют от общества, либо они зарабатывают огромные деньги в частном охранном бизнесе...»). Конечно, Лукасу далеко до Шекли и Адамса – юмор местами тяжеловат, а местами, наоборот, отдает капустником. И все же в трехсотстраничной книге есть удачные эпизоды. Чего стоят хотя бы переговоры героев с разумной бомбой, которую хотят убедить не взрываться и поберечь себя! Поскольку счастливый финал предопределен жанром книги, рецензент может подсказать: бомба, конечно, поддастся уговорам. Она ведь еще так молода...

Р. Арбитман, №36 (№3 2007)

Joomlart

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 306
Просмотры материалов : 484251