Дяченко М. и С. Цифровой. – М. : Эксмо, 2009

Марина ДРОБКОВА Нина ЦЮРУПА 
Vita nostra ludus est 

Дяченко М. и С. Цифровой. – М. : Эксмо, 2009. – 412, [2] с. – (Миры М. и С. Дяченко).

Экран, клавиатура, «enter»...
Хотите почувствовать себя геймером, как Арсен Снегов, как тысячи его ровесников?(Да/Нет)
Действие романа происходит в двух мирах – нашем и виртуальном. Обычная семья, каких много: мама, папа и сын-подросток. Каждое утро родители уходят на работу, а каждый вечер спешат не к сыну, но в другую реальность. Мама – к Интернет-журналу, где ждут её френды, посты, комментарии, искусственные проблемы искусственных людей. Папа – к телевизору, чтобы услышать новости – не важно, какие. Все подряд. В любом случае – это интереснее, чем повседневность.Но виртуальность и становится повседневностью. Уже никого не интересуют близкие, никому не нужна карьера. Есть Интернет, где кто-то не прав, есть телевизор, уже сейчас именуемый в народе «зомбоящиком». Часы сливаются в дни, дни – в годы. Родители не разговаривают друг с другом, не участвуют в действии. Читатель назовёт их типичными представителями современного общества и будет прав.Подросток Арсен спешит на ассамблею – ведь он министр. Ему предстоят выборы, а главный конкурент коварен и жесток. Ну и что, что персонажи игры «Королевский двор» всего лишь виртуалы, вымысел, картинки, которыми можно управлять. За каждым из них – шутом или стражником, канцлером или ремесленником – стоят реальные люди. И страсти, разыгрывающиеся в сети – совсем не детские. И смерть почти нас­тоящая.Виртуальный мир свободен от пороков реальности – нам давно говорят об этом, и мы охотно верим. О, да! Мы возьмемся за ум и построим его: великий, добрый и вечный. А пока что школьник играет в «Королевский двор», где на площади при большом собрании геймеров кого-то казнят. Жесты, мимика виртуала прорисованы столь реалистично!..Но Арсен не новичок в он-лайн играх, он профессионал. Он обладает качествами, не каждому данными: психолог, дипломат. Он умеет найти подход к людям, знает, как добиться желаемого. Он давно не ходит в школу, ему не интересно со сверстниками. Он не снимает мантию Министра даже в семье, успешно манипулируя родителями. Всегда получая то, что хочет, Арсен чувствует себя лучшим, исключительным – гением. Вот только не похож он на живого мальчика, больше напоминает шаблон персонажа компьютерной игры.Авторы честно пытаются добавить образу Арсена глубины: в свободное от игры и редких посещений школы время мальчик выращивает и продает виртуальных собак. Какая трогательная привязанность к нарисованным питомцам! Особенно на фоне безразличия к родителям, отсутствия друзей и единственной настоящей любви – Сети.Арсен предсказуем, им тоже легко управлять. Это очень хорошо понимает «цифровой» «Максим», вычисливший подростка в океане информации. Манипулятор Снегов продолжает играть, но управляют им уже другие.В реальности Арсен в первый момент кажется не соответствующим заданному авторами образу. Единственное его желание – играючи завоёвывать любых понравившихся девчонок, которые ему и не нужны: удовлетворив самолюбие, молодой человек их тут же бросает. Но если подумать, становится ясно: Арсен просто не умеет и не хочет делать ничего, кроме как играть в кукловода. Иначе он чувствует себя потерянным, одиноким, брошенным – так, будто лишился доступа в Интернет. Герой уязвим и зависим от своей страсти.Происхождение Максима – ключевой фигуры, изменившей судьбу главного героя, – до конца так и не раскрыто. Кто он? Инопланетянин? Но что он делает на Земле, откуда так хорошо знаком с нашими реалиями, чего хочет добиться? Если это Искусственный Интеллект, порождённый электронным организмом Всемирной Паутины, – почему действия его не логичны? Максим мечется, плодит виртуалов, влюбляет в себя женщин и сам себе противостоит. Он изобретает новые игры, окончательно погружающие часть общества в виртуальную реальность, может управлять кем угодно, хочет изменить судьбу всей Земли, переписать под себя программу планеты, написанную двоичным кодом «свой-чужой». Но сам не оперирует двоичной логикой, полагаясь на простой человеческий «авось». Итак, в романе есть машинный (предположительно) разум, социальная заострённость – это ведь история о нас с вами – и герой-одиночка. Что же написали авторы – киберпанк? Не совсем. Нет мира будущего, нетипичный герой-подросток. Но «Цифровой» и не научная фантастика. Жанр заявлен как «техно-фэнтези», но и в это не верится. «Мне было бы легче считать происходящее волшебством», – говорит Арсен, однако доказательства того, что мы имеем дело с магами, в книге отсутствуют. Как осуществляется переход человека из физического состояния в цифровое? Как сделать из личности компьютерную игрушку с двадцатью тремя вариантами концовок? Человеческую личность можно представить как базу данных, как нейронную сеть. Собственно, на принципах нейронной сети и основываются попытки создать искусственный интеллект. Но позвольте, разве база данных и компьютерная игра – одно и то же? Нет. Значит, Максим вовсе не личность переписывает на CD-болванку, а бессмертную человеческую душу. Жизнь плоти коротка, но будет ли длиннее жизнь души, в которую кто-то играет?Объяснений нет: ни технологических, ни магических. Что же получается, жанр романа – мистика? Скорее это смешение жанров: мистика + киберпанк. Кибермистика. Роман, как известно, образует цикл «Метаморфозы» вместе с произведением «Vita nostra», где тоже показан переход человека в другую реальность – но только в словесную. Это два совершенно разных взгляда: люди как части божественной речи – и люди как символы бинарного кода. Может, именно поэтому Дяченко обращаются к «Преступлению и наказанию» Достоевского? Словно призывают: сравните. Цифра вы дрожащая или словом владеете? Что объединяет два романа цикла? Общая тема взросления и трансформации личности? Тема краткости и бренности жизни человеческой? Или Дяченко в очередной раз препарируют сущность божественного, творя свою теологию, как сделал это в «Метаморфозах» Овидий?Основную мысль романа можно было бы сформулировать так: «Искусственный мир, построенный людьми, не может быть более добрым и справедливым, чем мир реальный». Но можно сказать и более жёстко: «Массовое бегство от реальности выгодно только власть имущим, обращающим людей в стадо». Кому как больше нравится. Кому под какую музыку приятней растворяться в чужой игре.Такая неоднозначность, казалось бы, требует отточенного повествования. Но, то ли из-за требований издательства к объему, то ли из-за того, что роман не до конца продуман, его композиция оставляет желать лучшего.Экспозиция яркая и насыщенная, завязка интригует, но в середине напряжение снижается, текст «провисает»: словно исчезает сквозное действие. Герой топчется на месте, не развивается, не понятно: для чего он так долго возится с однотипными игрушками? Второстепенные герои, заявленные ярко и интригующе, либо блекнут, либо вообще теряются. Так, прерывается сюжетная линия девушки Ани, одного из самых интересных  персонажей второго плана. Некоторые моменты кажутся неуместными, например, показанная в одном эпизоде способность Максима менять линии вероятностей… Хочется посетовать: это, мол, из другой сказки. Но к финалу сюжет оживляется снова, кульминация выстреливает, заставляет переживать.Знаменитый дяченковский стиль – лёгкий, порывистый, завораживающий и ритмичный – увлекает читателя, словно танец. Читаешь, не замечая неувязок, не обращая внимания на технические ошибки.Но, закрыв книгу, задаешься вопросом: зачем? Дяченко не дают рецептов. Они всего лишь показывают нашу зависимость от виртуального мира. Мира, созданного людьми по бинарному принципу «свой-чужой». 
Вы хотите выйти из игры?(Да/Нет).

Москва
Joomlart

Сейчас на сайте

Сейчас 2 гостей онлайн

Статистика

Пользователи : 3
Статьи : 306
Просмотры материалов : 484222